Сравнительный анализ Российского законодательства об инвалидах и законодательств зарубежных стран

Конституция и инвалидность.

Конституция является основным законом любого государства. Статьи Конституции должны являться основой законодательства, так, как все законы, под законные акты и нормы, не должны противоречить Конституции.

Поэтому сравнительный анализ мы начнём с определения положений конституции, касающихся понятия инвалидность.

Сразу же бросается в глаза, на первый взгляд, ошеломляющий вывод, что, за малым исключением, конституции множества стран не отражают права инвалидов.
Канада, которая первая включила в свою Конституцию положение, на которое опирается законодательство об инвалидах, в тоже время, в тексте статьи Конституции не применяет термины: «инвалид или инвалидность», сужая это понятие до понятий: «умственных или физических недостатков».

Такую же картину мы наблюдаем в Конституциях Испании и Португалии. Правда, следует отметить, что в Конституции Португалии имеется статья, где устанавливаются обязанности государства по формированию национальной политики, и там обозначен термин инвалиды в совокупности с термином «полноправие».

Отметим, что в Конституции США вообще нет упоминание об инвалидах и инвалидности.
Термины, «инвалид и инвалидность» отсутствуют также в Конституциях: Японии, Израиля и многих европейских стран.

Германия, на мой взгляд, единственная страна, которая чётко и ясно закрепила права инвалидов в тексте своей Конституцию, статьёй о недопустимости ущемления прав по причине инвалидности. Там же, в Конституции, отражены право на реабилитацию, а так же право на интеграцию в нормальную жизнь.

Но следует отметить, что Конституция Германии не требует оказания содействия инвалидам, чтобы установить одинаковые условия жизни и предоставить одинаковые шансы. Эти вопросы должны быть решены на уровне законодательства в рамках «возможностей и с учетом принципа социального государства».

В Конституции России термин «инвалидность» присутствует в совокупности с понятием «гарантируется социальное обеспечение». Это Статья 39 Конституции.
Согласно этой статьи (применительно к инвалидам), каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение в случае инвалидности.

Отметим, что понятие «социальное обеспечение» определяется в разных странах по разному.
В США, этот термин определяет пенсии по старости. В Великобритании, этот термин относится к денежным пособиям и расходам на здравоохранение

В России этот термин определяет государственную систему, которая обеспечивает и обслуживает нетрудоспособную часть населения.

Нетрудно заметить, что определение термина «социальное обеспечение» в совокупности с пониманием создания нормальных условий существования части населения, определяемого термином «нетрудоспособная» является более «продвинутым», так как включает в себя все категории нетрудоспособного населения от детей до инвалидов и пенсионеров.

Законодательство и инвалидность.

На протяжение последнего столетия отношения к инвалидам и к вопросам инвалидности существенно изменилось. В основе такого изменения, в настоящее время, лежит провозглашение равенства прав инвалидов, по отношению к другим категориям населения, в части полноценной жизни в обществе, а так же в части создания государством реальных условий реабилитации и условий социальной интеграции инвалидов. Мировое сообщество создало определенную нормативную правовую базу для формирования национального законодательства всех стран в этом направлении.

Следует отметить, довольно принципиальные отличия законодательства России, в отношении инвалидов, по сравнению с законодательствами других стран.
Усматривается, что эти отличия отражают национальные особенности развития разных стран.
Главным положительным отличием, отметим, уже указанное выше и конституционно закрепленное, юридическое пространство действия законодательства, определяемое понятием «нетрудоспособное население».

Вторым положительным принципиальным отличием, является чёткое, логически выверенное, понятие «инвалида», как лица, которое имеет «нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма», в следствие определённой причины (заболевание, травмы или дефекта), что привело к ограничению жизнедеятельности, и поэтому вызывает необходимость социальной защиты.

Такое определение понятия «инвалид» отражает концепцию защиты конкретной личности безотносительно к тому, по какой причине возникла необходимость защиты. Данная концепция определяет превышения индивидуального права над правом государства и общества. В законодательствах других стран индивидуальное право соотносится правами государства и общества и носит более утилитарный и прагматический характер.

Главным недостатком Российского законодательства (не только в отношении инвалидов), в сравнении с законодательствами других стран, являет его декларативность. Декларативность реализуется в плохом исполнении законодательства на практике, выражаемое в невозможности государственных структур реализовать им же изданные законы, под законные и нормативные акты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *