Любому человеку, чтобы чувствовать себя полноценным и реализованным, необходимо быть занятым. В противном случае возникает эмоциональный и психологический дискомфорт, ощущение недостаточной полноты и радости жизни. Такие чувства рано или поздно испытывают все безработные, так же остро переживают ее инвалиды, может быть, даже болезненнее. Занятость крайне важна для тех из них, кто хочет работать, хочет чувствовать свою принадлежность к обществу и свою социальную значимость, иметь доход, что тоже немаловажно. Однако численность работающих инвалидов неуклонно снижается.
Государство, предпринимая попытки регулировать отношения потенциального работодателя и инвалида, внедряет систему квотирования (резервирования) рабочих мест, прописанную в Федеральном законе № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Суть закона сводится к установлению квоты – минимально возможного количества рабочих мест на каждом предприятии, в каждой организации. Квота определяется в размере процентного отношения к среднесписочному числу работников независимо от ее формы собственности и правового статуса. Каждый субъект Российской Федерации принимает свой региональный закон, устанавливающий размер квоты. Порядок установки квоты для всех учреждений с численностью работников от 100 человек и более: для Москвы квота для трудоустройства инвалидов составляет 2%, для Красноярского края – 3%, для предприятий Тульской – 4% и т.д. При этом работодатель должен обеспечить особые условия труда, отвечающие медицинским рекомендациям и состоянию здоровья гражданина, имеющего инвалидность, сюда входит и организация рабочего места, и сокращенная рабочая неделя, и другие необходимые льготы. Трудоустройство может происходить по направлению органов службы занятости либо социальной защиты населения, а также при самостоятельном обращении.
Введение квоты, с одной стороны, должно обеспечивать трудоустройство значительного количества людей с инвалидностью. Но, с другой стороны, имеются серьезные недоработки в реализации закона и явный конфликт интересов работодателя и соискателя-инвалида. Отказываясь принимать на работу граждан с инвалидностью, работодатели ссылаются на отсутствие подходящих вакансий, невозможность адаптировать рабочие места под потребности инвалида ввиду особенностей производства. Ведь современный рынок труда предъявляет крайне жесткие требования к соискателям, он ориентирован на работников, готовых трудиться с полной отдачей сил и времени, и инвалиды оказываются в невыгодном положении, являясь неконкурентоспособными в этой ситуации. Закон предусматривает ответственность нанимателя за отказ в приеме на работу людей с нарушениями здоровья и инвалидностью, однако до сих пор не разработаны действенные инструменты для его наказания. На Службу занятости возложена обязанность контролировать исполнение закона, но она не обладает никакими средствами воздействия на работодателя.
Еще одна проблема возникает, когда закон вроде бы соблюдается, но только для людей с небольшими отклонениями в здоровье, и при этом квота распространятся на самые непривлекательные и низкооплачиваемые работы, не обеспечивая профессиональной и личностной самореализации инвалида и его карьерного роста. А работодатели, в свою очередь, указывают на нежелание самих инвалидов трудиться и развиваться. Конечно, далеко не все инвалиды отличаются высокой социальной активностью, многие из них не имеют никакого опыта в поиске работы и не умеют преподнести себя. Поэтому предстоит большая работа как с руководителями организаций и предприятий, так и с инвалидами. Первым необходимо оказывать эффективную поддержку в создании и правильной организации рабочих мест для лиц, имеющих ограниченные возможности, отслеживая и пресекая все факты дискриминации инвалидов в их попытке устроиться на работу. А самим инвалидам требуется не столько принятие законов, сколько помощь в их адаптации к своему состоянию и реализации своих профессиональных и социальных возможностей в полной мере – обучение навыкам самопрезентации, поиска работы, ведения переговоров, содействие самозанятости. Требуется также отрегулировать взаимодействие социальных служб и медико-социальных комиссий, которые не учитывают реального положения дел на рынке труда и дают рекомендации к трудоустройству, зачастую невозможные для исполнения и далекие от их практического воплощения. Только при условии скоординированной, отлаженной работе всех ведомств и служб, ответственных за поддержку инвалидов, закон о квотировании рабочих мест будет работать в полной мере.