На колесах — Wo ist Fred!?

Если задам Вам вопрос «Какую комедию про инвалидов Вы посмотрели недавно?», боюсь, рискую услышать в ответ удивленное «Что? Такое снимают?». А меж тем – снимают. Немцы. По-американски. То есть с сюжетом, построенным в соответствии с годами опробованной схемой: комичная завязка – динамичная трагикомичная основная часть – кульминация под звуки ёкающего сердца — мелодраматичная развязка со слезами на глазах (с обеих сторон экрана).

Так и в фильме «На колесах» (в оригинале «Wo ist Fred?» или, если быть честным перед американскими налогоплательщиками – «Where Is Fred?»). Собственно, такой весьма вольный и максимально непрямой перевод названия можно СНГ-шным прокатчиками простить – у нас что-либо, не сдобренное специями наркомании, войны и прочего насилия, продать зрителю трудно.

Так вот, герой Тиля Швайгера хорош. Он нравится женщинам, он неплохо, как для немца, управляется со своей мимикой и пантомимикой, еще лучше получаются у него немые крупные планы (сказано же – красавец!). Только почему-то всплывают образы французских комедий с их бесшабашными эксцентричными героями, равных которым по степени спонтанности нет…
И все же фильм смотрибелен.

Не только благодаря присутствию в нем красавца Тиля Швайгера. Думается, в качестве сюжета комедии тема инвалидности выбрана не случайно – как известно, ничто так не маскирует мелкие огрехи режиссерской работы, как скандал или, хотя бы, масштабная дискуссия.

А тут еще и есть возможность списать свой выбор темы на стремление привлечь внимание к проблемам инвалидов, высмеять формальное к ним отношение… Впрочем, с этим заданием режиссер справился отлично – в фильме хватает сцен, обыгрывающих порочную черствость общества, обеспокоенного лишь внешним соблюдением ритуалов, лень, которая даже самые благие идеи превращает в фикцию, имитацию понимания и помощи…

Но давайте обо всем по порядку. Главный герой – простой парень, по-простому (без ума) влюбленный в даму, ребенок которой (вредный толстячок) требует — в качестве взятки за доступ к маме — мяч с автографом его баскетбольного кумира.

Но (вот загвоздка!) больше всего шансов получить этот мяч имеет инвалид, сидящий в специальном секторе трибуны (так проявляется забота об инвалидах у немцев). Герой принимает непростое решение и… становится инвалидом на неделю. Его злоключения составляют основу фильма.

Любители найти повод для смеха – рады весьма. Но режиссер Анно Сауль идет дальше – не может себе позволить сделать из главного героя эдакого злодея-грозу инвалидов. Потому Фред, изначально представший перед зрителем лгунишкой, в конце фильма «исправляется» и скоропостижно гуманизируется.

Все довольны, счастливы, веселы, как того и требуют законы жанра. Зрители выходят из кинозала, удовлетворенно поглаживая напопкорненные животы… У некоторых все же возникает мысль «может, и вправду людям с ограниченными возможностями нужно нечто большее, чем просто низкий пол в вагонах метро и автобусах?».

Так что, хотел того режиссер, или нет, но фильм, будучи резонансным кинособытием, создал еще один импульс к переосмыслению вопроса взаимоотношений инвалида и общества, окружающего его – ведь как было бы хорошо промыть замыленные глаза и впервые увидеть друг в друге человека…